Please use this identifier to cite or link to this item:
https://krs.chmnu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1071
Title: | Моделирование структуры программ адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха |
Other Titles: | автореферат магістерської дисертації на здобуття освітнього ступеня магістр», спеціальність 227 «Фізична терапія, ерготерапія» |
Authors: | Гребнева, В. М. |
Keywords: | автореферат магістерська робота Кафедра медико-біологічних основ спорту та фізичної реабілітації Данильченко Світлана Іванівна коррекция двигательных нарушений слабослышащие юноши адаптивное физическое воспитание коррекционные физкультурно-оздоровительные занятия физическое развитие физические качества социальная адаптация социальная интеграция нарушения слуха |
Issue Date: | 2020 |
Publisher: | ЧНУ ім. Петра Могили |
Abstract: | Дипломная работа магистра по специальности 227 «Физическая терапия, Эрготерапия» - Черноморский национальный университет имени Петра Могилы (г.. Николаев). - Николаев, 2020. В дипломной работе представлены теоретические и экспериментальные основы коррекции двигательной сферы слабослышащих юношей с применением средств адаптивного физического воспитания, исследована проблема формирования оптимального двигательного режима юношей с нарушениями слуха в условиях специальной школы, определены условия социальной интеграции в окружение слышащих сверстников. Изучение исследуемой проблемы позволяет утверждать, что отставание слабослышащих в динамике формирования двигательной сферы в значительной мере определяется тугоухостью и недостаточным развитием речи, результатом чего является ограниченное получение информации, которая позволяет регулировать двигательную деятельность и руководить ею в надлежащем объеме. В исследовании была разработана экспериментальная методика занятий физическими упражнениями адаптационной направленности с целью коррекции двигательных нарушений и обеспечения профессиональной адаптации и социальной интеграции в процессе внеурочных занятий юношей с нарушениями слуха, определены и научно обоснованы педагогические условия её реализации. Специфика методики адаптивного физического воспитания данного контингента школьников определялась развивающими критериями влияния, которые основываются на использовании специально разработанных средств, методов и форм применения физических упражнений. В экспериментальной группе слабослышащих юношей процесс физического воспитания моделировался с учетом особенностей физического и психофизического состояния исследуемых, их будущей профессиональной деятельности и предусматривал коррекцию двигательных нарушений и психического состояния, развитие и усовершенствование качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Педагогическими условиями коррекционной физкультурно-оздоровительной деятельности явились следующие: использование специальных методов обучения, направленных на обеспечение согласованности движений, ориентации в пространстве, дифференцирование усилий, пространства, времени, расслабление, быстроту реагирования на изменяющиеся условия, равновесие, ритмичность движений; проведение совместных занятий слабослышащих со слышащими школьниками с учетом их психофизиологических возможностей и уровня развития физической подготовленности, рациональное чередование физических нагрузок в процессе развития основных физических качеств путём использования средств адаптивного физического воспитания; использование эффективной передачи различной словесной информации, совершенствование речевого обеспечения коррекционных физкультурно-оздоровительных занятий, обогащение словарного запаса слабослышащих юношей с целью применения полученных знаний в будущей самостоятельной деятельности. Выбор игры в настольный теннис был обусловлен её положительным влиянием на развитие жизненно важных качеств, прежде всего основных свойств внимания (интенсивности, стойкости, переключения), а также тем фактом, что зрение, мышечно-суставная чувствительность и тактильные ощущения являются основными задействованными анализаторами. Использование упражнений из настольного тенниса позволяет максимально развивать функции этих анализаторов для более эффективного их участия в компенсации качеств, утраченных вследствие нарушения деятельности слухового аппарата. Спортивное плавание рассматривается как эффективное средство расширения двигательных возможностей, укрепления опорно-двигательного аппарата. Усвоение способов прикладного плавания развивает необходимые умения и навыки использования личного опыта в сложных ситуациях на воде, улучшает ориентирование в пространстве, перенесение внимания, активизирует процессы мышления, создает базу двигательных способностей для применения их в повседневной деятельности. Упражнения на выносливость (ходьба, бег, спортивные игры на фоне утомления) расширили функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, улучшили деятельность центральной нервной системы, повысили трудоспособность. Применение научно обоснованной методики позволило интенсифицировать процесс освоения физических упражнений, сократить сроки коррекции двигательной сферы. Анализ итоговых результатов эксперимента подтвердил эффективность разработанной методики, о чём свидетельствуют более высокие показатели во всех видах тестирования слабослышащих юношей экспериментальной группы, в отличие от сверстников из контрольной группы. |
Description: | Гребнева В. М. Моделирование структуры программ адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха : автореф. дип. роботи на здобуття освітнього ступеня «магістр» : спец. 227 «Фізична терапія, ерготерапія» / В. М. Гребньова , ЧНУ ім. Петра Могили. - Миколаїв, 2020. - 20 с. |
URI: | http://localhost:8080/jspui/handle/123456789/1071 |
Appears in Collections: | Факультет фізичного виховання та спорту |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Гребньова.pdf | 405.05 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.